Регистрация
Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель
Адольф Дистервег
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайта https://logoped-shahtersk.ru/
Проект «Каждому учителю - Профессиональный сайт» (www.teacher-site.ru)
фрц аутизм
даунсайдап
обнаженные сердца
мерсибо
игробуквотека
Сейчас на сайте: 1

Версия для слабовидящих
ленинг апс
инраем про

Логопедическая работа в общеобразовательной школе – это не дополнительная образовательная услуга, это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует доступному и успешному его овладению учащимися с речевыми нарушениями. Спокойные, уверенные в себе родители, способные принять ребенка таким, какой он есть, не ждущие от него моментальных сверх достижений, с пониманием относящиеся к его успехам и неудачам,- вот залог уверенности и успехов ребенка.


Памятка для родителей учащихся, которым рекомендовано прохождение ТПМПК


1. Для прохождения ТПМПК необходимо пройти предварительное обследование у детского областного психиатра. Детский врач-психиатр является лицом, юридически ответственным за правильность медицинского заключения ТПМПК. 

Телефон для записи к детскому психиатру   8(4242)77-22-95

Адрес Г. Южно – Сахалинск, ул.Лермонтова, 110А

Прием ведет врач-психиатр: Пилипенко Ольга Сергеевна

 

Для обследования у психиатра необходима обязательная регистрация в Сахалинской области.

На прием к психиатру следует принести:

1) рабочие и контрольные тетради по русскому языку и математике

2) психолого-педагогическую характеристику из школы  в запечатанном конверте.

  В школе необходимо получить психолого-педагогическую характеристику – 2 шт., запечатанные в 2-х разных конвертах. Второй экземпляр характеристики (тоже в запечатанном конверте) необходимо принести на заседание комиссии.

2. При подготовке к ТПМПК ребенку необходимо пройти предварительное обследование логопеда и психолога в школе.

3. При наличии готовой нижеперечисленной документации к ТПМПК:

- психолого-педагогическая характеристика

- копия свидетельства о рождении

- результаты логопедической диагностики

- результаты психологической диагностики

- медицинская карта из ДПО по месту жительства c выпиской из истории развития ребенка

- рабочие и контрольные тетради по русскому языку и математике

родителям школьников необходимо связаться с классным руководителем или Лимоновой  Людмилой Ивановной  ( тел.: 8(42432)31-3-47,  ПО ПОНЕДЕЛЬНИКАМ С 14.00 ДО 16.00) для назначения даты и времени прохождения ТПМПК.

 Присутствие родителей (лиц, их замещающих) на ТПМПК является обязательным.

 Представление интересов ребенка родитель может передоверить кому-либо на основании  нотариальной доверенности.

Родители получают на руки копию заключения ТПМПК. Рекомендации ТПМПК нося  рекомендательный характер. Решение о смене образовательного маршрута остается за родителями.

Заключение ТПМПК и результаты обследования специалистов ТПМПК являются конфиденциальной информацией и передаются в образовательное учреждение, где в настоящее время обучается ребенок.


Советы родителям будущих первоклассников


Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!

Одно то, что вы сегодня читаете эти советы, показывает, что вы очень хотите помочь вашему малышу полюбить школу и успешно учиться. А специалисты службы сопровождения школы всегда готовы поддержать вас и ответить на все ваши вопросы.

Каждый из родителей, провожая своего ребенка в первый класс, надеется на то, что он будет учиться отлично. Если же эти надежды не оправдываются, то причину неудач обычно начинают искать непосредственно в школе: в условиях обучения ребенка, в отношении к нему учителя, в «неудачных » одноклассниках и т.п. Мысль родителей при этом, как правило, уже не возвращается к дошкольному возрасту. Хотя именно в нем чаще всего и бывают скрыты все возникающие в дальнейшем школьные проблемы. И одной из важнейших причин возникновения этих проблем является недостаточная речевая готовность ребенка к школьному обучению. Речевая готовность к школьному обучению – это умение ребенка слушать и понимать речь, достаточная активность в общении, умение входить в контакт с детьми и взрослыми, строить общение с учетом ситуации, ясно и последовательно выражать свои мысли. Мы должны знать, что  письменная речь формируется на сформированной базе речи устной, поэтому чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.

Итак, на что следует обратить внимание?

 В первую очередь, на слух ребенка. Чтобы научиться говорить, чисто и правильно произносить слова, ребенок должен хорошо слышать звучащую речь. Снижение слуха ведет к ослаблению слухового самоконтроля, что может быть причиной нарушения звукового оформления слов, а также к нарушению интонационной стороны речи. Ослабление слуха чревато не только искажением слов, но и снижением словарного запаса, появлением в речи ошибок грамматического типа.

Приходя в школу, ребенок должен уметь правильно произносить все звуки речи, не допуская замен одних звуков другими в любых речевых ситуациях, четко произносить сложные слова, не искажая структуру слова и правильно употребляя ударение (велосипедист, регулировщик, сковорода, аэродром, универмаг). Правильное произношение звуков и различение звуков речи на слух является необходимым условием для освоения письма. Как правило, незначительные нарушения звукопроизношения не сказываются на успешности дальнейшего обучения. Выраженные же нарушения произносительной стороны приводят к отражению неправильного произношения при письме из - за опоры на неправильное проговаривание (и получаем – «вось» –вместо «лось», «сиска» –вместо «шишка», «бомик» вместо «домик» и прочее).

К 7-ми годам Дети должны уметь делить предложения на слова, слова на слоги, уметь выделять все звуки в словах, устанавливать место звука в слове.  При неумении этого делать на письме могут появиться ошибки в виде слитного написания слов – «в доме» – «вдоме», «наступила» – «на ступила», перестановка слогов – «чепенье» вместо «печенья», добавления либо пропуски букв – «тарава» («трава») или «просенок» («поросенок»).

У семилетнего ребенка уже достаточно большой словарный запас. В своей речи он должен активно использовать антонимы (широкий - узкий, высокий - низкий, длинный – короткий.  Наши дети чаще всего в эти пары подбирают одно слово - маленький), синонимы - школьник, ученик, первоклассник).

Будущий первоклассник должен уметь правильно использовать слова. Бывает, дети говорят - льет песок (вместо насыпает песок), «шьет» носок (вместо «вяжет»); Обратите внимание на то, как ребенок употребляет предлоги. Для детей с нарушениями речи характерно неправильное их употребление. Например, панамка в голове (вместо на голове), достать из спины (вместо из-за спины.)  Предшкольник  уже должен уметь правильно образовывать слова – сок из лимона – лимонный, а не лимоновый, шляпа из соломы – соломенная, кисель из клюквы- клюквенный, а не клюковый; знать, что у лисы – лисята, а не лисички, у льва – львята, а не львёнки, у зайца лапы заячьи, а у медведя – медвежьи. изменять слова по падежам и числам – дерево – на дереве, за деревом, много деревьев, согласовывать существительное с числительным (пять полотенец, а не полотенЦЕВ, пять карандашей, а не карандашОв и не карандАшей). Также будущий школьник должен уметь понимать и различать грамматические конструкции. Например: Покажи карандаш линейкой, карандашом линейку. Дедушка прочел газету после того, как позавтракал. Что дедушка сделал раньше?

Бедность словарного запаса и неточность понимания значения многих слов, неумение чувствовать их смысловое родство не позволяют детям овладеть многими грамматическими правилами. В частности, ребенку с небольшим словарем бывает просто не из чего подбирать проверочные слова при изучении орфограмм. Например, они не улавливают смыслового различия между такими словами, как « леса» и « лиса », « горит » и « гора », и поэтому допускают ошибки на письме из-за неправильного подбора проверочных слов.

К 7-ми годам у ребенка хорошо развита связная речь. Он должен уметь пересказывать небольшие по объёму незнакомые рассказы и сказки. При пересказе должен правильно формулировать основную мысль текста, последовательно и точно строить пересказ, уметь использовать сложные предложения, должны отсутствовать подсказки по ходу пересказа. Неумение пересказывать может привести к трудностям написания изложений и в дальнейшем - сочинений.

Овладение процессом письма часто осложняется тем, что у детей 6- 7 лет слабо развиты мелкие мышцы кисти, несовершенна нервная регуляция движений, а также низка выносливость к статическим нагрузкам (непременной составляющей письма). Прежде, чем взять ручку в руки, ребенку необходимо поработать цветными и простыми карандашами. Карандаши, в отличие от ручек и фломастеров, требуют определенного нажима, т.е. дают необходимую нагрузку руке.

Для рисования и раскрашивания подходят любые карандаши, но именно трехгранная форма сечения способствует формированию правильного удержания карандаша, а впоследствии – ручки. Рисунки, раскраски, всевозможные бордюры – все эти работы лучше всего выполнять карандашами.

 

Я расскажу вам всего  про одно упражнение, тем самым я подчеркиваю значимость этого упражнения. По сути, это продолжительная графомоторная тренировка, в ней развивается связь руки и глаз, которая является базовой для формирования навыка письма, выносливость к нагрузкам технической стороны письма, движения руки становятся стабильными и уверенными. Это упражнение – «Заборчик».

 На нелинованном листе бумаги движениями вверх-вниз мы заполняем воображаемую строку или рисуем забор. Высота забора может быть любая, важно сохранить амплитуду движения к концу строки. Обратите внимание, что наклона нет, все движения строго вверх-вниз. Далее отступаем и вновь повторяем забор. Отступать можно столько, сколько захочется, важно удерживать расстояние до конца строки. Чем больше расстояние между заборами, тем сложнее его удерживать, больше работы для глазомера и контроля.

Если ребенку сложно, нарисуем ему опорные точки-смайлики, которые ему нужно будет раскрасить. Рисовать смайлики будем до тех пор, пока строка не перестанет уползать.

 При выполнении следим за равномерностью нажима, пустых мест не оставляем, обратно не возвращаемся, двигаемся слева-направо.

Если взять разлинованный лист, будет проще. Таким заборчиком можно раскрашивать раскраски. Главный результат работы с карандашами – стабильные, точные и уверенные движения руки.

Выбор тетради также важен для формирования техники письма. Позвольте рекомендовать вам тетради для прописей.           Это не обычные тетради, а тетради в частую косую линейку с вспомогательными линиями. В этих тетрадях «Ячейка» образуется верхними, нижними и косыми линиями, рассчитана на букву или элемент буквы, задает им пропорции, четкость начертаний и наклон. Ее границы служат как бы подпорками, поддерживающими еще неокрепшую руку ребенка и ориентирами для несформировавшегося глазомера. Работа в таких тетрадях автоматически снимает проблему неправильного наклона и ширины букв. Ребенок видит грань, и старается за эту грань не выходить. Буквы в таких тетрадях получаются ровные и красивые, а не дрожащие и танцующие в разные стороны. Дети, научившись писать красиво в таких тетрадях, без труда переходят на письмо в обычных тетрадях в узкую косую, узкую и широкую линейку, становятся усидчивее, аккуратнее, внимательнее, увереннее в своих силах.

Результатом недостаточной готовности ребенка к началу школьного обучения является возникновение у некоторых детей специфических ошибок письма, не связанных с грамматическими правилами (например, пропуски или замены букв на письме, неправильное начертание букв и т.д.). Ребенок может стать постоянно отстающим в школе, страдать оттого, что его старания не приводят к положительному результату.

Чтобы обеспечить своевременную помощь обучающимся начальной школы в развитии речи и овладении письмом, в школе предусмотрена система логопедического сопровождения. В начале учебного года, учитель-логопед обследует всех обучающихся начальных классов и формирует список детей, нуждающихся в логопедической помощи, и приступает к коррекционно-развивающей работе.

С 1 сентября 2014 года (когда вступили в силу все статьи последней редакции Федерального закона об образовании №273-фз) диагностика речевого развития обучающихся претерпела ряд серьезных организационных изменений. После введения термина «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» обучающиеся, имеющие нарушения речи, должны пройти обследования специалистами психолого-медико-педагогической комиссии, после чего будет определен дальнейший маршрут коррекционной работы. Обучающиеся, имеющие нарушения речи, должны быть отнесены к одной из двух категорий:

* Дети, имеющие ТНР, относятся к категории ОВЗ(должны пройти ПМПК и заниматься по индивидуальному плану адаптированной образовательной программы.

* Дети, испытывающие ситуативные трудности – нарушения произношения  – не относятся к категории ОВЗ, не проходят ПМПК и в особой программе не нуждаются.

В первую очередь на занятия зачисляются дети, имеющие статус обучающихся с ОВЗ. Дети, имеющие нарушения звукопроизношения, не препятствующие обучению грамоте, встают в очередь на занятия.

Помните, пожалуйста, что хорошо развитая речь – один из показателей готовности ребенка к школьному обучению, залог успешного освоения чтения и письма и всей системы знаний в целом. Для профилактики нарушений письма и письменной речи необходимо как можно разнообразнее и интенсивнее развивать устную речь. Старайтесь как можно чаще общаться с ребенком, не рассказывать ему что-то, а вести диалог. Ежедневно читайте вслух детям классические сказки и другие детские произведения, пересказывайте их. Отвечайте на вопросы ребенка и просите его что-то вам рассказать обсуждайте все события и явления. Взрослый должен ненавязчиво исправлять ошибки, допускаемые в речи ребенком.

Помните, что речь взрослых является образцом для подражания ребенка, поэтому важно общаться с ребенком на правильном русском языке.

Успехов вам и вашим первоклашкам!

 



В каком случае ученику начальных классов необходима помощь учителя-логопеда


Нарушение письма  является самой распространённой речевой патологией у младших школьников. Оно встречается у детей с сохранным интеллектом и часто сочетается с недостаточным развитием памяти, внимания, переключаемости с одного вида деятельности на другой, пространственной  ориентации. В логопедии такое нарушение письменной речи получило название дисграфия. Для нее характерны стойкие повторяющиеся ошибки,  обусловленные  несформированностью высших психических функций, участвующих в процессах письма. Встречаются несколько видов дисграфии, проявляющиеся на письме в ошибках различного рода. Дисграфические ошибки могут встречаться на уровне буквы, слога, слова, предложения.

Ошибки на письме:                                                           

1. пропуски букв и слогов – «трва» (трава), «кродил» (крокодил), «пинёс» (принёс);

2. перестановки букв и слогов – «онко» (окно), «звял» (взял), «перерисал» (переписал), «насустла» (наступила);

3. недописывание букв и слогов – «красны» (красный), «лопат» (лопата), «набухл» (набухли);

4. наращивание слов лишними буквами и слогами – «тарава» (трава), «котораые» (которые), «бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква);

5. искажение слова – «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «чуки» (щёки), «спеки» (с пенька);                                                                 

6. слитное написание слов и их произвольное деление – «нас тупила» (наступила), «виситнастенке» (висит на стенке), «у стала» (устала);

7. неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений – «Мой отец – шофёр работа шофёра трудная шофёру надохорошо Знать машину после школы я тоже. Буду шофёром.»

8. замена одной буквы на другую – «зуки» (жуки), «панка» (банка), «тельпан» (тюльпан), «шапоги» (сапоги);

9. нарушение смягчения согласных – «василки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь).

10.аграмматизм – «Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стульями. Пять жёлтеньки спиленачки.» (Пять жёлтеньких цыплят.);

11.слитное написание предлогов и раздельное написание приставок – «вкармане» (в кармане), «подороге» (по дороге), «при летели» (прилетели);

12.зеркальные замены (когда буквы написаны в другую сторону).

 Нарушение письма всегда сопровождается нарушением процесса чтения, дислексией. Как правило, такие дети читают медленно, по слогам или короткими словами, допуская при этом множественные  искажения, читают механически, не понимая содержания прочитанного и не умея пересказать то, о чем прочитали.

    Ошибки при чтении:                                          

 – пропуск,  замены,  перестановка букв,    слогов,   слов,                            

 - ошибки в постановке ударения

 - безинтонационное   чтение

- непонимание   прочитанного.

Подобные единичные ошибки не свидетельствуют о наличии патологии письменной речи. Логопедические ошибки множественные и стойкие!

Дети, страдающие дисграфией и дислексией,  попадают на занятия  к логопеду. Коррекционная работа с ними проводится по следующим направлениям:

-формирование фонематических процессов, 

-обогащение словарного запаса,

-развитие грамматического строя речи,

-развитие психологической базы речи (внимания, восприятия, памяти,  мышления, пространственной ориентации).

Как правило, после проведенного курса коррекционно-логопедической работы письменная речь детей заметно изменяется, сокращается количество дисграфических и орфографических ошибок, улучшается успеваемость по русскому языку и литературе. Кроме того, повышается самооценка ребенка, он становится более уверенным в себе, не боится поднимать руку и отвечать на уроках в классе.


«Чтобы труды не пропали даром…»

(рекомендации для родителей, дети которых занимались с логопедом).

Ваш ребенок занимался с  учителем-логопедом. Его многому научили, разобщенные знания систематизировали, показали, как правильно выполнять то или это…

 

                    Совершенно неправильно считать, что теперь вся полученная ребенком информация навсегда останется у него в памяти. Для достижения устойчивого эффекта необходимо регулярно повторять все упражнения, которым научил вас учитель- логопед. Некоторые из них перечислены далее. Лучше всего использовать при выполнении заданий слова с теми звуками, которые были поставлены ребенку во время логопедических занятий.

Задания для развития слухового восприятия:

*Повторение цепочек слогов.

*«Поймай слово» - хлопнуть в ладоши, когда услышит слово с заданным звуком.

*Определить место звука в слове: начало, середина или конец.

*Назвать поочередно каждый звук в слове.

*«Зашифровать слово» - нарисовать столько кружков, сколько звуков в заданном слове.

*«Последний звук – первый звук»: составлять цепочку слов, в которой каждое последующее слово начинается на последний звук предыдущего (мак – кот – тигр…)

*Назвать как можно больше слов, начинающихся (заканчивающихся) на заданный звук.

Задания для развития лексико-грамматического строя:

*Счет предметов от 1 до 10 (один шар, два шара… десять шаров)

*«Один-много» - взрослый называет предмет в единственном числе,  ребенок – во множественном.

*«Назови предмет ласково» - подбирать слова с уменьшительно-ласкательными значениями.

*Подбор как можно большего количества слов к заданным:  прилагательных к предметам, глаголов к предметам, предметов к глаголам и т.д. (что может быть красное? - яблоко,  мячик,  карандаш…)

*Составление предложений, в том числе с предлогами  (по картинке, на заданную тему, с данным словом и т.д.).

*Беседа по прослушанным рассказам и сказкам, во время которой будет разбираться не только основное содержание сюжета, но и скрытый смысл. Необходимо чаще использовать вопросы типа: «почему?», «зачем?», «каким образом?» и т.п.

*Закрепление навыка использования обобщающих слов (как назвать одним словом…).

* Используйте также все упражнения, с которыми вас познакомил специалист в течение занятий.

Успехов  и  радости  Вам  и  Вашему ребёнку!

 


Загадки мозга. Удивительные способности маленьких гениев


 В настоящее время все чаще и чаще встеречаются люди, ипытывающие трудности с чтением, а среди детей  каждый пятый имеет симптомы дислексии. Учителя называют таких детей лодырями, одноклассники травят и считают изгоями. Страдают и родители, и дети. При этом дислексию часто называют болезнью гениальных людей. Впервые в "Прямом эфире" А. Малахова – особенности мозга детей, страдающих дислексией.

https://youtu.be/fVAbf5bGgSY



Он просто лентяй и не хочет


У школьника логопедические сложности, которые могут проявляться при письме, чтении или на занятиях математикой, а учитель уже записал ребенка в отстающие.

 Как определить проблемы и что делать родителям, чем помочь ребенку? Рассказывает Ольга Ивановна  Азова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии МПСУ, директор детского неврологического и реабилитационного центра «Логомед прогноз».

https://www.pravmir.ru/on-prosto-lentyaj-i-ne-hochet-eto-klejmo-poluchaet-rebenok-kogda-emu-trudno-chitat-i-pisat/



Дислексия: четыре фактора, которые могут насторожить


Дислексия, дисграфия, дискалькулия — специфические расстройства чтения, письма и счета у детей, которые мешают им хорошо учиться в школе. Такие дети по-другому воспринимают информацию, но это не влияет на их умственные способности. Более того, люди с дислексией нередко имеют интеллект выше среднего и могут обладать ярким талантом. Прекрасное интервью Ольги Александровны Величенковой

https://www.matrony.ru/disleksiya-chetyire-faktora-kotoryie-mogut-nastorozhit/