Регистрация
Только самые мудрые и самые глупые не поддаются обучению
Конфуций
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайта https://logoped-shahtersk.ru/
Проект «Каждому учителю - Профессиональный сайт» (www.teacher-site.ru)
фрц аутизм
даунсайдап
обнаженные сердца
мерсибо
игробуквотека
Сейчас на сайте: 3

Версия для слабовидящих
ленинг апс
инраем про

Советы родителям будущих первоклассников


Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!

Одно то, что вы сегодня читаете эти советы, показывает, что вы очень хотите помочь вашему малышу полюбить школу и успешно учиться. А специалисты службы сопровождения школы всегда готовы поддержать вас и ответить на все ваши вопросы.

Каждый из родителей, провожая своего ребенка в первый класс, надеется на то, что он будет учиться отлично. Если же эти надежды не оправдываются, то причину неудач обычно начинают искать непосредственно в школе: в условиях обучения ребенка, в отношении к нему учителя, в «неудачных » одноклассниках и т.п. Мысль родителей при этом, как правило, уже не возвращается к дошкольному возрасту. Хотя именно в нем чаще всего и бывают скрыты все возникающие в дальнейшем школьные проблемы. И одной из важнейших причин возникновения этих проблем является недостаточная речевая готовность ребенка к школьному обучению. Речевая готовность к школьному обучению – это умение ребенка слушать и понимать речь, достаточная активность в общении, умение входить в контакт с детьми и взрослыми, строить общение с учетом ситуации, ясно и последовательно выражать свои мысли. Мы должны знать, что  письменная речь формируется на сформированной базе речи устной, поэтому чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.

Итак, на что следует обратить внимание?

 В первую очередь, на слух ребенка. Чтобы научиться говорить, чисто и правильно произносить слова, ребенок должен хорошо слышать звучащую речь. Снижение слуха ведет к ослаблению слухового самоконтроля, что может быть причиной нарушения звукового оформления слов, а также к нарушению интонационной стороны речи. Ослабление слуха чревато не только искажением слов, но и снижением словарного запаса, появлением в речи ошибок грамматического типа.

Приходя в школу, ребенок должен уметь правильно произносить все звуки речи, не допуская замен одних звуков другими в любых речевых ситуациях, четко произносить сложные слова, не искажая структуру слова и правильно употребляя ударение (велосипедист, регулировщик, сковорода, аэродром, универмаг). Правильное произношение звуков и различение звуков речи на слух является необходимым условием для освоения письма. Как правило, незначительные нарушения звукопроизношения не сказываются на успешности дальнейшего обучения. Выраженные же нарушения произносительной стороны приводят к отражению неправильного произношения при письме из - за опоры на неправильное проговаривание (и получаем – «вось» –вместо «лось», «сиска» –вместо «шишка», «бомик» вместо «домик» и прочее).

К 7-ми годам Дети должны уметь делить предложения на слова, слова на слоги, уметь выделять все звуки в словах, устанавливать место звука в слове.  При неумении этого делать на письме могут появиться ошибки в виде слитного написания слов – «в доме» – «вдоме», «наступила» – «на ступила», перестановка слогов – «чепенье» вместо «печенья», добавления либо пропуски букв – «тарава» («трава») или «просенок» («поросенок»).

У семилетнего ребенка уже достаточно большой словарный запас. В своей речи он должен активно использовать антонимы (широкий - узкий, высокий - низкий, длинный – короткий.  Наши дети чаще всего в эти пары подбирают одно слово - маленький), синонимы - школьник, ученик, первоклассник).

Будущий первоклассник должен уметь правильно использовать слова. Бывает, дети говорят - льет песок (вместо насыпает песок), «шьет» носок (вместо «вяжет»); Обратите внимание на то, как ребенок употребляет предлоги. Для детей с нарушениями речи характерно неправильное их употребление. Например, панамка в голове (вместо на голове), достать из спины (вместо из-за спины.)  Предшкольник  уже должен уметь правильно образовывать слова – сок из лимона – лимонный, а не лимоновый, шляпа из соломы – соломенная, кисель из клюквы- клюквенный, а не клюковый; знать, что у лисы – лисята, а не лисички, у льва – львята, а не львёнки, у зайца лапы заячьи, а у медведя – медвежьи. изменять слова по падежам и числам – дерево – на дереве, за деревом, много деревьев, согласовывать существительное с числительным (пять полотенец, а не полотенЦЕВ, пять карандашей, а не карандашОв и не карандАшей). Также будущий школьник должен уметь понимать и различать грамматические конструкции. Например: Покажи карандаш линейкой, карандашом линейку. Дедушка прочел газету после того, как позавтракал. Что дедушка сделал раньше?

Бедность словарного запаса и неточность понимания значения многих слов, неумение чувствовать их смысловое родство не позволяют детям овладеть многими грамматическими правилами. В частности, ребенку с небольшим словарем бывает просто не из чего подбирать проверочные слова при изучении орфограмм. Например, они не улавливают смыслового различия между такими словами, как « леса» и « лиса », « горит » и « гора », и поэтому допускают ошибки на письме из-за неправильного подбора проверочных слов.

К 7-ми годам у ребенка хорошо развита связная речь. Он должен уметь пересказывать небольшие по объёму незнакомые рассказы и сказки. При пересказе должен правильно формулировать основную мысль текста, последовательно и точно строить пересказ, уметь использовать сложные предложения, должны отсутствовать подсказки по ходу пересказа. Неумение пересказывать может привести к трудностям написания изложений и в дальнейшем - сочинений.

Овладение процессом письма часто осложняется тем, что у детей 6- 7 лет слабо развиты мелкие мышцы кисти, несовершенна нервная регуляция движений, а также низка выносливость к статическим нагрузкам (непременной составляющей письма). Прежде, чем взять ручку в руки, ребенку необходимо поработать цветными и простыми карандашами. Карандаши, в отличие от ручек и фломастеров, требуют определенного нажима, т.е. дают необходимую нагрузку руке.

Для рисования и раскрашивания подходят любые карандаши, но именно трехгранная форма сечения способствует формированию правильного удержания карандаша, а впоследствии – ручки. Рисунки, раскраски, всевозможные бордюры – все эти работы лучше всего выполнять карандашами.

 

Я расскажу вам всего  про одно упражнение, тем самым я подчеркиваю значимость этого упражнения. По сути, это продолжительная графомоторная тренировка, в ней развивается связь руки и глаз, которая является базовой для формирования навыка письма, выносливость к нагрузкам технической стороны письма, движения руки становятся стабильными и уверенными. Это упражнение – «Заборчик».

 На нелинованном листе бумаги движениями вверх-вниз мы заполняем воображаемую строку или рисуем забор. Высота забора может быть любая, важно сохранить амплитуду движения к концу строки. Обратите внимание, что наклона нет, все движения строго вверх-вниз. Далее отступаем и вновь повторяем забор. Отступать можно столько, сколько захочется, важно удерживать расстояние до конца строки. Чем больше расстояние между заборами, тем сложнее его удерживать, больше работы для глазомера и контроля.

Если ребенку сложно, нарисуем ему опорные точки-смайлики, которые ему нужно будет раскрасить. Рисовать смайлики будем до тех пор, пока строка не перестанет уползать.

 При выполнении следим за равномерностью нажима, пустых мест не оставляем, обратно не возвращаемся, двигаемся слева-направо.

Если взять разлинованный лист, будет проще. Таким заборчиком можно раскрашивать раскраски. Главный результат работы с карандашами – стабильные, точные и уверенные движения руки.

Выбор тетради также важен для формирования техники письма. Позвольте рекомендовать вам тетради для прописей.           Это не обычные тетради, а тетради в частую косую линейку с вспомогательными линиями. В этих тетрадях «Ячейка» образуется верхними, нижними и косыми линиями, рассчитана на букву или элемент буквы, задает им пропорции, четкость начертаний и наклон. Ее границы служат как бы подпорками, поддерживающими еще неокрепшую руку ребенка и ориентирами для несформировавшегося глазомера. Работа в таких тетрадях автоматически снимает проблему неправильного наклона и ширины букв. Ребенок видит грань, и старается за эту грань не выходить. Буквы в таких тетрадях получаются ровные и красивые, а не дрожащие и танцующие в разные стороны. Дети, научившись писать красиво в таких тетрадях, без труда переходят на письмо в обычных тетрадях в узкую косую, узкую и широкую линейку, становятся усидчивее, аккуратнее, внимательнее, увереннее в своих силах.

Результатом недостаточной готовности ребенка к началу школьного обучения является возникновение у некоторых детей специфических ошибок письма, не связанных с грамматическими правилами (например, пропуски или замены букв на письме, неправильное начертание букв и т.д.). Ребенок может стать постоянно отстающим в школе, страдать оттого, что его старания не приводят к положительному результату.

Чтобы обеспечить своевременную помощь обучающимся начальной школы в развитии речи и овладении письмом, в школе предусмотрена система логопедического сопровождения. В начале учебного года, учитель-логопед обследует всех обучающихся начальных классов и формирует список детей, нуждающихся в логопедической помощи, и приступает к коррекционно-развивающей работе.

С 1 сентября 2014 года (когда вступили в силу все статьи последней редакции Федерального закона об образовании №273-фз) диагностика речевого развития обучающихся претерпела ряд серьезных организационных изменений. После введения термина «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» обучающиеся, имеющие нарушения речи, должны пройти обследования специалистами психолого-медико-педагогической комиссии, после чего будет определен дальнейший маршрут коррекционной работы. Обучающиеся, имеющие нарушения речи, должны быть отнесены к одной из двух категорий:

* Дети, имеющие ТНР, относятся к категории ОВЗ(должны пройти ПМПК и заниматься по индивидуальному плану адаптированной образовательной программы.

* Дети, испытывающие ситуативные трудности – нарушения произношения  – не относятся к категории ОВЗ, не проходят ПМПК и в особой программе не нуждаются.

В первую очередь на занятия зачисляются дети, имеющие статус обучающихся с ОВЗ. Дети, имеющие нарушения звукопроизношения, не препятствующие обучению грамоте, встают в очередь на занятия.

Помните, пожалуйста, что хорошо развитая речь – один из показателей готовности ребенка к школьному обучению, залог успешного освоения чтения и письма и всей системы знаний в целом. Для профилактики нарушений письма и письменной речи необходимо как можно разнообразнее и интенсивнее развивать устную речь. Старайтесь как можно чаще общаться с ребенком, не рассказывать ему что-то, а вести диалог. Ежедневно читайте вслух детям классические сказки и другие детские произведения, пересказывайте их. Отвечайте на вопросы ребенка и просите его что-то вам рассказать обсуждайте все события и явления. Взрослый должен ненавязчиво исправлять ошибки, допускаемые в речи ребенком.

Помните, что речь взрослых является образцом для подражания ребенка, поэтому важно общаться с ребенком на правильном русском языке.

Успехов вам и вашим первоклашкам!